Духи прошлого.

Все без исключения предметы содержат ману, духовную силу, вселяемую в них богами и предками. Так считают гавайцы. Уж не знаю, в чем особенность ману в Нуалоло-Каи — но почему-то здесь у туристов мурашки бегут по коже. «Гавайцы называют это ощущение «гусиной кожей», — говорит Алан Карпентер, археолог из департамента государственных парков на Гавайях, курирующего эту территорию. — У меня оно всегда появляется, когда я сюда приезжаю».

Зато у коренных гавайцев Рэнди Уичмана и Сабры Кауки долина вызывает лишь чувство умиротворения. Они — члены «Охана», некоммерческой организации На-Пали, охраняющей ее культурное наследие. Карпентер и Уичман подводят меня к одной из площадок перед амфитеатром скалы, и мы пытаемся представить себе празднества, которые здесь устраивались. Во время церемонии ава (популярный ритуальный напиток в Полинезии) верховные жрецы совершали жертвоприношения, танцоры хула раскачивались под барабанный бой, а с самого высокого утеса под названием Камаиле юноши бросали в море горящие копья. Эти «фейерверки» представляли собой столь великолепное зрелище, что сам король Камехамеха II приезжал, чтобы полюбоваться ими.

Но даже Камехамеха не смог помочь местным жителям. Возможно, их подкосили завезенные сюда европейцами болезни, которые свирепствовали на острове в первое десятилетие XIX века. А может, дала сбой в условиях новой экономики традиционная здесь система товарообмена. Так или иначе, после шестисотлетнего существования в На-Пали, в начале XX века его покинули последние жители, уехав в другие, освоенные цивилизацией части острова.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>