Сумаляк

«ПОСЛЕ РАЗВАЛА СССР у нас лет пять ничего не происходило. Все надеялись, что в Москве передумают. Было такое ощущение, что нас просто выкинули, — вспоминает Али. — Потом начался национальный перекос, принялись истреблять все неузбекское». Это коснулось и братьев Муродо-вых, персов по происхождению: при замене советских паспортов на узбекские им показалось безопаснее в графе «национальность» написать «узбек». Русские и таджикские школы были закрыты.

Доходило до абсурда: школьная инспекция требовала убрать из классов портреты Ньютона и поменять их на узбекских физиков, но таких
не отыскалось. А узбекский алфавит был переведен на латиницу, и старшее поколение тут же лишилось возможности читать газеты.

Азиатское общество четко разделено на два мира: мужской и женский. И эти миры почти не соприкасаются: у каждого свои обязанности, дела, интересы и досуг. Девочки быстро взрослеют, на их плечи ложатся домашние заботы, взгляд становится суровым.

«Меня свекровь два года била, пока я ей внука не родила», — призналась одна торговка на рынке. Дети — важный признак благополучия. Если у человека много детей, значит, он достаточно богат, чтобы прокормить их, и благополучная старость ему обеспечена. Правда, отцы-кормильцы, большую часть времени работающие за границей, своих детей почти не видят — малышей воспитывают матери, родственники и соседи. В узбекской махалле — сообществе соседей, общине квартала — принято поддерживать друг друга в горе и в радости, словом и делом. Соседи помогают семьям, у которых кто-то умер или попал в беду (такая помощь называется «савоб» — богоугодное дело), вместе выходят на хашар-субботник и отмечают праздники — такие как праздник весны Навруз, он же узбекский Новый год (наступает 21 марта).

На празднование собираются вместе члены общины или представители одного рода. На каждой улице накануне Навруза можно увидеть накрытые столы и веселых людей. Вот и в поселке Хонобод, пригороде Бухары, возле домика местной администрации исходят клубами пара огромные чугунные казаны, в которых пузырится сумаляк — праздничное угощение из пророщенной пшеницы, муки и воды.

Сумаляк варят шесть-девять часов, непрерывно помешивая и думая только о хорошем. Считается, что все желания, загаданные в это время, исполнятся. Когда сумаляк будет готов, его разольют по разным емкостям, чтобы досталось всем. На вкус он немного сладкий, напоминает детское яблочное пюре. Чаще всего сумаляк ставят на стол в маленьких мисочках и едят, макая в него лепешки. Рядом дымится казан с ароматным пловом. Готовят только женщины, сегодня их день — мужчины сядут за отдельный праздничный стол в другое время.

Шелк, парча, стразы и даже страусиные перья, подведенные сурьмой брови и белоснежные улыбки — девочки-подростки шутливо сопер-
ничают в танце под оценивающими взорами почтенных матрон, которые не хотят упускать возможность приглядеть себе невестку: красивую, хозяйственную и почтительную к старшим. Ведь именно со свекровью ей придется проводить большую часть жизни, коща муж на заработках.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>