ВОЙНЫ И МИР ТИБЕТСКИХ святынь

В городском округе Шигадзе находятся уникальные объекты природы, множество монастырей и крепостей-дзонг, многие из которых все еще находятся в руинах после «культурной революции».
Отсюда начинается громадный, пятикилометровой глубины, каньон реки Ярлунг-Цангпо, что дальше течет по территории Индии под названием Брахмапутра. Здесь же находится северная (главная) вершина самой высокой горы мира — Джомолунгмы, а рядом — четвертый, пятый и шестой «восьмитысячники»: Лхоцзе, Макалу и Чо-Ойю.

Городок Гьяндзе, основанный s XIV-XV ев., известен 32-метровой многоярусной ступой Кумбум XV в., которая сооружена в монастыре Пел-кор Чёде: больше сотни залов и 76 часовен ступы с алтарями на четырех этажах покрыты 10 тысячами настенных изображений.

Гьяндзе часто называют «городом-героем»: он оказал серьезное сопротивление во время британского вторжения, здесь погибли тысячи и тысячи тибетцев. Над городом возвышается крепость-дзонг. В 1904 г. она некоторое время сопротивлялась английскому экспедиционному отряду, но сдалась, когда английский снаряд взорвался в ее пороховом погребе. Позднее тибетцы восстановили
крепость, но е ходе «культурной революции» ее снова разрушили. И лишь после кончины Мао Цзэдуна отстроили заново, собирая пожертвования по всему Тибету и за рубежом. Тем не менее большая ее часть все еще в руинах. Китайские власти открыли в крепости музей «сопротивления британскому империализму», в котором предлагают свою точку зрения на те исторические события,

Монастырь Сакья в одноименном городе был основан в XI в. В XIII в. его настоятели правили Тибетом, когда находились в вассальной зависимости от Монгольской империи. От старых построек остался зал Лха-кан Ченпо 1268 г. площадью 6 тыс. мг. Монастырь Сакья также сильно пострадал во времена «культурной революции». В 2003 г. произошло событие
большого культурного значения: в Са-кье обнаружили замурованную в стену размером 60 х 60 м огромную библиотеку из 84 тысяч свитков. Она хранилась тут в течение нескольких веков.

На границе между Тибетом и Бутаном высится священная для буддистов гора Джомолхари (7315 м),именуемая также «невестой Канченджанги». Она считается местом, где живет одна из сестер Церингма — женское божество, защитница Тибета и Бутана.

В уезде Динггье, где средняя высота около 4500 м, а на 4700 м и выше — ледники и снег, значительную часть населения составляют шерпы. Они занимаются торговлей, в том числе по старинке — меновой: доставляют тибетцам рис и специи, а получают от них шерсть и кожи. Также они монополисты в предоставлении услуг высокогорных носилыди ков-проводников. У них практически нет конкурентов в этом опасном деле. Также они выращивают злаковое растение дагуссу, из которого здесь делают традиционный тибетский алкогольный напиток чанг, напоминающий пиво. Еще одна местная традиция — два дома на одну семью: один строят на склоне гор, где обрабатывают землю, второй — в долине, чтобы пережить холодную зиму.

Название уезда Чомо означает на тибетском языке «бросок в глубокую долину». Имеется в виду спуск по знаменитому историческому перевалу Нату-Ла, расположенному на индо-китайской границе на высоте 4310 м и соединяющему индийский штат Сикким с Тибетским автономным районом. Название перевала переводится как «место, где самый сильный снег и ветер». В древности по нему проходил участок Великого шелкового пути. Перевал значитель» но сокращает путь при паломничестве к важным индуистским и буддистским святыням региона: например, к монастырю Румтек и к тибетскому озеру Манасаровар.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>